Крым.
15-20 апреля 2003 года.

Крым я полюбил давно. Наверно тогда, когда в нем еще не был - года в два. В три года (в 1987-м) я ездил туда с папой на машине. Воспоминания остались очень смутные - горный серпантин, тихое вечернее море и "Ракета" ("Метеор"?) в котором мы куда-то плавали.
Второй раз я попал в Крым пятнадцать лет спустя - летом 2002(8-15 августа), когда мне было почти девятнадцать. Тогда мы очень неплохо отдохнули неподалеку от Судака в Морском. Это еще более укрепило мою любовь к Крыму и его горам. С тех пор в моей душе поселилась мечта о солнечных горах Крыма, утопающих в зелени, с видами на море с километровых высот.
Мечта эта укрепилась к весне, когда зима длинная и холодная уже надоела, хотелось тепла и отдыха. Весь март я прожил в ожидании поездки в горы, которую наметили на начало апреля. Я слушал Кино и Действо. Со мной в горы собиралось еще три человека: Сергей Погорелов, опытный турист; Артем Шведчиков, его друг; Дмитрий Богун, мой друг-фидошник.
Сергей (Серп)- опытный и начитанный турист, который весело и с матом рассказывал о своих былых похождениях, которые достойны отдельного изложения.
Тема - его друг, нередко участвующий в его походах.
Дима - человек, который по-моему впервые выбрался таким образом.

Изначально мы собирались выехать вечером во вторник 8-го апреля и вернутся в понедельник утром. Вторник был выбран из-за занятий на военной кафедре, которые проходили у меня в этот день. Тема тоже ходил на войну, но на его военку решили положить. Но в понедельник оказалось, что у Темы нет денег, а у Серпа болит зуб. В принципе на вечер вторника все эти проблемы были решены, но тем не менее выезд отложили на неделю. Я прожил эту неделю в нетерпеливом ожидании.
И вот, наступило 15-е апреля - день, когда мы решили выдвинуться в путь. На военке я обнаружил Тему и Серпа. Оказалось, что Темин рапорт о "семейных обстоятельствах" (у него война в субботу) не приняли. Тема не хотел проблем и потому не знал, ехать или нет. Мы с Серегой насели на него и это дало результаты, хотя мы до вокзала не знали поедет ли он.
Наш поезд - это Харьков-Симферополь(21:16) или Москва-Симферополь(21:45). В полвосьмого мы с Серпом (он мой сосед) выдвинулись, я позвонил Теме и он сказал что почти готов. По пути я видел препода с нашей кафедры и поздоровался с ним. Мой прикид (штаны, куртка и рюкзак) не оставили у него сомнений о том, что меня некоторое время не будем на занятиях. Тогда меня это волновало менее всего. Погода была хорошая - солнечно, тепло (+16).
Место встречи - холл вокзала, под Лениным, время - 20:30. Мы с Серпом опоздали минут на 10. Нас уже поджидал Дима. Через десять минут явился Тема. Мы с Серпом тут же пошли за билетами и купили их на 81-й поезд на 21:16. Билеты в прицепном вагоне были дешевле чем в других (~12 гривен). Попытка без вспышки сфотографироваться на фоне вагона ничем не увенчалась, фотка осталась незасвеченной Мы без проблем заняли одно купе, распили два литра Белого Черниговского на четверых послушали и порассказывали немало прикольных историй.
Ночь в поезде (мы уляглись около 12-ти) была особой частью нашего путешествия. Причиной тому стал собачий холод и пара собак в соседнем купе, которые всю ночь бегали по вагону. Мерзли ноги ниже куртки. Причиной этому была щель в вагоне, заклеенная скотчем возле Димыной головы. Каждый час-два все просыпались и начинают ржать по разным поводам. В четыре утра все подрываются и надевают дополнительные вещи. В шесть просыпаемся, небо затянуто, погода не очень. В семь ровно, по расписанию, прибываем в Симферополь. На улице +12. Тут же садимся на троллейбус в Алуштинском направлении(7:10, цена 2 гривны).
Едем в троллейбусе. Серп дремлет, я пишу дневник, который стал основой этого отчета. Зелени на деревьях нет, пасмурно, не очень тепло, что портит впечатление о начале поездки. В 08:15 мы уже на Сосновке, рядом полноводная по весне Ангара несет мутные воды. Мы фотографируемся на островке с помощью автоспуска а также треноги моего друга Витька.

Фото 1. Река Ангара. Утро 16 апреля 2003 (около 8:30). Слева направо: Тема, Серега, Дима и Иван.
Фото 2. Подъем на плато Чатыр-Даг. 16.04.03 около 9 часов.
Рядом находился, как мы в последствии узнали, турприют (3.50 в сутки!). Мы переходим с помощью мостика через Ангару и по маркированной тропе начинаем подъем. Погода ничего. Видно Димерджи к юго-востоку, Юки-Тепе (931м)к северо-востоку, Верхнее плато Чатыр-Даг на юге. На его снежном фоне следующая фотография. Солнце то светит, то закрывается облаками, тепло, ветра, из-за крутого подъема нет. Я даже видел маленькую лисичку, которая мгновенно скрылась.
В 10 утра мы уже на плато(1000 м). Перед самым выходом на него, на последних метрах крутого подъема появляется ветер. На плато он весьма силен, дует с востока или юго-востока. Бросаем рюкзаки, берем бутылки и флягу и идем в близлежащее Орлиное Ущелье, где находится чистый горный ручей. Там еще одна фотография. Почва каменистая, камни поросли травой и мхом. На восточном склоне ущелья во многих местах снег, как и в ямах.

Фото 3. Орлиное ущелье. 16.04.03 около 11 часов.
Ветер крепчает. На отдыхе сидим за рюкзаками и пытаемся спрятаться от ветра. Идем в гору. Вскоре вдалеке (метров 200) возникает силуэт ракеты - на плато находится что-то вроде военного музея в связи с соседствующей военной частью. Мы идем по дороге (скорее по тропе для машин) практически против ветра. Неприятно. Ветер сильный, капюшон хлопает как парус на ветру.
На плато очень много пещер (я не считал, но думаю не менее пятидесяти). Две из них оборудованы, и за их осмотр берут деньги (это Эмине-Баир-Хосар и Мраморная). Мы же обследовали оборудованную, но заброшенную пещеру Эмине-Баир-Коба. В ней нет разветвлений(точнее они не обнаруживаются сразу) есть перила и ступеньки. Спуск к входу в нее был весьма сложен - в яме было до 70 см снега, было скользко и мусорно.
Потратив полчаса(с 12 по 12:30) на осмотр этой пещеры мы выбрались наверх и обнаружили оторванный от Тёмыного рюкзака каремат, который к счастью запутался в кустах возле спуска к входу в пещеру. Тут голод показал себя и мы решили перекусить. Ветер еще более усилился, он уже нес туман, который увлажнял одежду. Поэтому мы спустились в северном направлении метров 50 и там легко пообедали, доедая то, что давали нам в поезд.

Фото 4. Фаллический сталагмит пещеры Бин-Баш-Коба. 16.04.03 около 14 часов.
Мы шли на Юг по дороге. Ветер фактически южный. Сквозь тонкую пелену тумана проглядывает солнце. Пасмурно, но светло. Вполне тепло. В пол-второго мы уже возле пещеры Бин-Баш-Коба, которая оказалась более интересной чем предыдущая. Как оказалось впоследствии, она имеет общую протяженность 110 метров, хотя показалась маленькой. Местами в ней надо проползать на корточках по воде. Первыми в нее пошли я и Серп, и еще незамутненную воду в неверном свете фонаря было тяжело заметить - столь чиста и спокойна была поверхность луж. В пещере холодно - близко к нулю. Местами тонкий слой воды покрывает лед, отчего воду не заметно, а лед становится вдвойне скользкий. В пещере четыре зала, которые соединены между собой. В самом большом - последнем, есть подъем вверх, где видно свет неба. В одном из залов Серп и Тема находят фаллический сталагмит. Мой Зенит от горного воздуха и тумана заглючило и он вместо 30-й выдержки делает ручную. Я же держал кнопку около секунды, благодаря чему скудно подсвеченный сталагмит получился на фотографии. У Серпа вышло хуже. На выходе из пещеры я проверяю фотоаппарат и он честно мне делает нормальную 30-ю. Я уже начал думать что он умный, однако в последствии оказалось что это не так.

Фото 5. Вход в пещеру Бин-Баш-Коба. 16.04.03 около 14 часов.
Побродив по пещере не менее часа мы продолжаем свой путь на Юг - к второй по величине горе Крыма - Эклизи-Бурун, что венчает верхнее плато Чатыр-Даг. Мы постепенно подымаемся еще на 100 метров, растительности становится все больше, земля покрыта коврами можжевельника. Количество снега растет, а среди нас в зимней обуви один Серп - у него туристические Vibrames из сэконд-хэнда со вшитыми языками и прочими прелестями, однако местами они разошлись по шву, а Сергей не зашил их в Харькове. У нас же обувь типа спортивных тапочек и кроссовок. Дима весь этот день прет палатку, у него проблемы с рюкзаком на котором отгибаются металлические кольца лямок и лямки рискуют оторваться. Походу в месте крепления лямок так же рвется нитка шва.

Фото 6. Стоянка на ночь. 16.04.03 около 18 часов.
Около 16-ти мы находимся в километре от подъема на Верхний Чатыр-Даг, снега очень много и он глубокий - до 30-40 см. У всех мокрые ноги. Между двух деревьев находим чистый от снега пятачок, Серп идет на разведку но ничего более интересного не находит. На пятачке ставим палатку и понимаем, что 1.5 метра ширины (палатка была длиннее обычной и имела у задней стенки место под рюкзаки) это очень мало для четырех среднего роста мужиков. Все матерятся как при ее установке так и при попытке впихнуть в нее 3 каремата и дутик для Димы. В палатке вмещается всего 2.5 каремата по 60 см. Натаскали камней с ближайшего холмика и соорудили очаг, на котором тщетно пытались высушить носки. Я и Дима ходим в сухих носках, одев поверху вторую пару шерстяных сухих прямо по сырым листьям пятачка. У Темы были еще одни кроссовки, он ходит в них. Серп - в мокрых вибрамах. Ужин представлял собой две мивины, полбанки тушенки в солидоле на брата. Делаем несколько фотографий - очага и ужина, и Верхнего Плато в рассеявшемся тумане.

Фото 7. Верхнее плато Чатыр-Даг. 16.04.03 около 18 часов.
В 20:25 мы уже лежим по стойке смирно в палатке. Если днем на мне был один свитерок с начесом, штаны и куртка, то ночью я одел трое штанов и пять шмоток наверх. Спал в куртке в спальнике. Не замерз. Дима же, мой сосед, спал без спальника под одеялами и в более легком прикиде, но не замерз, что вызвало мое удивление. Еще видно сквозь палатку свет неба, свежий воздух и усталость дают свое и вот мы уже смеемся как накуренные в тесноте этой палатки. Думаем о невозможном случайном прохожем, который бы нашел смеющуюся палатку в горах Крыма и нам становится еще смешнее. Засыпаем.

17.04.03 Четверг

В три часа ночи мы с Димой решили пойти в туалет. Светила полная луна, отлично было видно верхнее плато. Я до сих пор жалею что не сфотографировал это. Потом мы легли и спали уже до утра...
Утром в палатке было сухо, пасмурно, накрапывал дождь. Температура около 4 градусов тепла. В 10:30, не без приключений собрав палатку мы выдвигаемся в путь. План на сегодня - выйти на Эклизи-Бурун, спустится с плато и достигнуть Козьмо-Дамиановского монастыря, что на полпути от Эклизи-Бурун к Роман-Кош. Мы отходим минут 15 на северо-запад(т. е. почти назад) и выходим на дорогу. Тут снега, к нашей радости, нет. Дорога идет практически по границе Крымского Заповедника и близко к Западному краю плато. У меня и у Темы на ногах пакеты. Тема использовал большие пакеты которые раструбами торчат из его кроссовок. Я же одел обычные маленькие кульки сверху на шерстяные носки. Дима идет в мокрых кроссовках, Серп - в почти сухих вибрамах.
Около 11:30 мы уже в районе подъема на верхнее плато. Туман опустился, видимость 20-30 метров, постоянно капает морось и дождь. Одежда начинает мокреть.

Фото 8. Подъем на верхнее плато Чатыр-Даг. 17.04.03 около 12 часов
Подъем на верхнее плато - это абсолютно незабываемое впечатление. Снега около 50-60 см, но он слежавшийся, отчего проваливаешся в него не до дна. Кругом туман. Угол наклона очень крутой - около 30-45 градусов. (см. фото) Ступаем след в след, лучше всего идти вторым - и дорога разведана, и в снег не сильно проваливаешся. Под снегом, как и на нижнем плато часто встречаются ковры можжевельника. Темына система защиты ног не оправдала себя - он раструбами набрал снега, несмотря на то, что пакеты еще не были порваны. Временами попадаются островки дерева и можжевельника, на которых мы делаем короткие привалы. Было одно интересное место, где мы проваливались в снег очень глубоко и долго не могли пройти наверх. Один раз Серп даже ухитрился застрять так, что чуть не оставил Вибрам на память Крыму.
Подъем на плато занял минут 30-45, но за это время мы поднялись на 200 метров. Тяжелее всего оказалось Теме - он вдобавок тащил на себе килограмм 9 мокрой палатки.
На плато было меньше снега, зато ветрено. Ветер южный, сильный. Он гонит густой туман, который тут же фильтруется через наши одежды. Все мгновенно становится мокрым. Изначально Серп планировал оставить на плато рюкзаки и взойти на вершину налегке, но из-за густого тумана нам пришлось идти наверх гружеными, иначе мы рисковали остаться вообще без рюкзаков. Идем по каменному гребню, слева - то ли снег за туманом, то ли обрыв в тумане, справа - метрах в 5-15 обрыв. Чем выше, тем более сильным становится ветер, Серпа с прикрепленными по бокам двумя (своим и моим) карематами буквально сносит в сторону обрыва, остальным ненамного легче. Однако мы уже почти у цели...
И вот свершилось! В 13:10 мы приходим на вершину, лишь на 18 метров уступающую самой высокой точке Крыма - Роман-Кош. Мы насквозь мокрые, туман густой, ничего не видно кроме камней с надписью "Эклизи-Бурун". Высота вершины хоть и невелика - 1527 метров, но мне для первого раза хватило с головой!
Быстро фотографируемся. На оптике очень быстро оседает конденсат. Видов никаких естественно нет, поэтому фотографировать что-то кроме нас смысла нет. И лишь когда я уже спрятал фотоаппарат в западной стороне открылся призрачный, искаженный туманом вид поверхности облаков и дальних гор, осветленных розовым светом полуденного солнца в облаках. Это оставило неизгладимое впечатление во мне.

Фото 9. Эклизи-Бурун (1527м). 17.04.03 13:10

Фото 10. Эклизи-Бурун (1527м). 17.04.03 13:10
При спуске на верхнее плато ветер еще более усилился, приходилось практически наклоняться в сторону ветра. Меня беспокоило то, что могло случится если бы ветер на мгновение затих. Однако он дул ровно и без порывов.
Несмотря на то, что мы шли в тумане, мы без проблем нашли место, где мы поднялись на верхнее плато и шли практически по своим следам. Спуск с верхнего плато был очень быстр - минут 15, не больше, так как по глубокому снегу можно было бежать без риска ушибиться при падении. Я неоднократно кувыркался с рюкзаком, падал и застревал в снегу. Однажды Серпу показалось что я покатился вниз и он меня поймал, из-за чего образовалась небольшая куча-мала. Так же мне приходилось ездить на заднице с ногами в качестве лыж и тормоза. Посреди спуска в результате кувырка у Темы случилась мелкая неполадка с его "Ермаком", что привело к его использованию в качестве... санок. На нем никто не катался, но я предложил Теме тащить его за оторванную лямку и его рама служила полозьями. Из-за экстремальности условий у меня снесло крышу и я стал орать "Ленинград - Алкоголик".
Мы были мокрыми с ног до головы. Мои пакетики на ногах накрылись при спуске, у Димы их не было, Темыны - еще на подъеме. Серп набрал снега в Вибрамы. Серп сказал о том, что если на плато не будет сухих дров, то мы пойдем в Сосновку. Так и оказалось - на плато туман был более разреженным, но одновременно с ним шел дождь. Решили идти в Сосновку. Сергей обещал эротичные услуги хозяевам, которые предоставят нам ночлег и сушку.
Вскоре мы пообедали тремя финиками на человека. Возвращались мы другой дорогой, однако вышли к Бин-Баш-Кобе. Шли по компасу на Северо-Восток. Набрели на военную часть, которая имела жилой вид, но открытые ворота, что в нас вызвало некоторое недоумение. Около 16-ти мы уже шли вдоль края плато в поисках спуска на Сосновку. Вдруг туман поднялся на несколько секунд и я заметил, что бигборд, который находится возле Сосновки виднеется далеко справа, т. е. мы пропустили спуск.
Начали спускаться где попало, походу перекусили Хрустиком, т. к. были очень голодны. Вышли на трассу невдалеке от Сосновки и около 18-ти уже определились с ночлегом, так как в Сосновке оказался турприют за 3.50 гривен в сутки. За эти деньги дают кров, возможность напилить и нарубить дров(см. фото), натопить печку и выдают спальник с одеялом. Печка имеет неудачную конструкцию, из-за чего потребляла много дров и давала мало тепла. Возле нее оформили веревку для просушки. На нее вывесили все что было влажного (а влажным было все), но ночью оно сушилось малоэффективно. В тот вечер мы съели очень много(наготовили так, что никто не доел), выпили Тёмыну лимонную водку (или что-то в этом роде). Опять было смешно, особенно когда Серп полез за бревном под кровать.

Фото 11. Сосновка. Турприют. 17.04.03 около 20 часов.

18.04.03 Пятница.

Все проснулись около 8 утра и пошли пилить и колоть дрова для печки. Позавтракали, Тема и Дима заснули, а мы с Серпом занимались сушкой носков прямо на печке. К часу уже было высушено все что можно было высушить и мы начали постепенно собираться. Вымыли посуду, набрали воды в роднике, почистили зубы. Пообедали сухой мивиной и рыбной консервой.
В 15 часов мы уже стоим на остановке, ожидая троллейбуса (см. фото). У меня палатка - моя очередь. Мы едем на ЮБК в поселок Малый Маяк, который находится невдалеке от удобного подъема на плато Бабуган-Яйла. Вместо того, что бы спустится с Эклизи-Бурун или Чатыр-Дага и взойти с северной, снежной стороны на Роман-Кош, мы пойдем на него с Юга через Бабуган-Яйлу.

Фото 12. Остановка в Сосновке. Бигборд. 18.04.03 около 15 часов.
Около 16:30, с пересадкой в Алуште, мы приехали в Малый Маяк. При езде по горам мне закладывало уши. Погода пасмурная и мрачная, и честно говоря мне не очень хочется опять лезть по снегу в горы. В Малом Маяке купили пару буханок хлеба и чекушку водки, а также позвонили родителям. Пройдя с полкилометра наверх по дороге мы свернули около моста налево и стали подниматься по террасам лавандовых полей. Вскоре мы вышли на путеводную трубу, которая передает воду источника в горах в поселок. Там же мы сфотографировались на лавандовом поле на фоне горы Парагельмен (857 метров) которая движется в сторону моря.

Фото 13. Лавандовое поле. Парагельмен (857м). 18.04.03 около 17 часов.
Вскоре поля и террасы кончились, и мы пошли по сырому лесу с изобилием крупных камней (см. фото) Около 18-ти находим место ночлега. Над нами сквозь деревья проглядывается Парагельмен. Ставим палатку значительно быстрее чем раньше. Неподалеку находится какое-то строение, и нам не очень хочется чтобы это оказался дом лесника. Лес сырой и голый, сухих дров нет. Серп предлагает поужинать сухой мивиной и водкой и лечь спать. Однако Тема говорит о том, что он хочет чая, и что он видел в гробу сухую мивину. Серп говорит что он в разжигании костра участвовать не будет. Тема же находит относительно сухую ветку, Серп же с помощью сухого спирта и матюков запаливает костер. Мы успешно готовим ужин, но чай мы не пьем. Мы пьем водку.
Когда же решили лечь спать Серп сказал что он задолбался носить дутик для Димы, а потому он его накачает и будет спать на нем. Я на это высказываюсь в том духе, что место и так мало, а на дутик полтора человека нормально не ляжут. Нам опять смешно, хотя день был не очень насыщенный событиями. В соседнем строении, кстати, никакого света так и не появилось. То была заброшенная военная стройка.

Фото 14. Камень и Тема. 18.04.03 около 19 часов.

Фото 15. Лес. Парагельмен (857м). 18.04.03 около 19 часов.

19.04.03 Суббота.

Проснулись рано, около 7. Погода хорошая - солнце проглядывает, лес кажется более веселым. Постепенно собираемся, фотографируемся возле камня. Завтрак съели всухую. Перед самым выходом Тема заявил, что у него проблемы с горлом, на что Серп ответил сахаром, поджаренным в ложке на сухом спирте. Около 10 часов мы вышли, я хотел всучить Серпу палатку, но он заявил(вполне резонно) что я ее вчера мало тащил. "Ладно" - сказал я. Сказать честно, ходить с 8-10 кг палатки по крутым подъемам удовольствие невеликое. Я полностью оценил героизм Темы при восхождении на Эклизи-Бурун. Через полчаса мы были в беседке возле родника Талма. Там я написал дату и список никнеймов маркером на память грядущим поколениям. Обычно этот родник маловоден, и для набора воды надо было использовать палочку. Но этой весной воды было много, и мы без затруднений пополнили свои запасы. При дальнейшем подъеме(мы шли по извилистой грунтовой дороге) начали попадаться участки снега. Ноги намокли еще до того, как мы вышли на плато. На одном из участков дороги не было снега и мы сфотографировались на фоне горы Медведь(570 метров). С этого места было видно побережье дальше Рыбачьего. Чуть выше мы видели трех косуль, которых гнали две охотничьи собаки.

Фото 16. Сборы. Диму практически не видно. 19.04.03 около 9 часов.

Фото 17. Камень. 19.04.03 около 10 часов.

Фото 18. Аю-Даг (Медведь). 19.04.03 около 12 часов.
В полпервого мы на плато(приблизительно 1100 м). Дорога под снегом, постепенно опускается туман, погода портится. Мы становимся на привал и перекусываем остатками Хрустика с сахаром и рыбной консервой. Ветер дует, туман не такой густой как на Эклизи, но все же одежда быстро становится мокрой. Видели удирающего зайца. Серп ушел на разведку и потерялся на 25 минут. Мы уже думали что он блуканул, стали звать его и обсуждать план действий - докладывать ли ментам, кто будет переть рюкзак и прочее. Вскоре его стало слышно, я стал кричать "Ветер справа" для того, что бы он шел в нашу сторону, и через минуту его стало видно, а еще через две минуты он подошел к нам. Сказал что шел по следам, поэтому никаких трудностей с поиском нас у него не было. Сказал еще о том, что полвторого - это слишком поздно для того, чтобы идти через все плато к Роман-Кошу, тем более что его мы могли пропустить в тумане (он представляет собой небольшой холм на плато). Серп предложил спустится с плато, пройти немного и взойти на Куш-Каю (Птичья Скала, 1339 м). Спорить никто не стал, стали спускаться. В 14:15 мы оставляем рюкзаки и следуя дороге идем вверх в тумане. В таком тумане есть проблема найти вершину - постоянно рискуешь найти "локальный экстремум" вместо наивысшей точки. За полчаса поднялись, сфотографировались, причем условия фотографирования мало отличались от Эклизи-Бурун. За пятнадцать минут спустились к рюкзакам, ориентируясь по своим следам.

Фото 19. Куш-Кая (1339м). 19.04.03 14:45.

Фото 20. Куш-Кая (1339м). 19.04.03 14:45.
В 15 часов доели финики, одели рюкзаки и начали спуск. Как и на Чатыр-Даге при спуске нас подгонял дождь. Сильное различие заключалось в том, что на Чатыр-Даге мы спускались с 1000 метров до 600 по камням, а спуск с Бабуган-Яйлы проходил по мокрому лесу со скользкими прошлогодними листьями с 1100 метров до 400. Мы неоднократно падали, были очень грязными и мокрыми. От быстрого спуска у меня закладывало уши.
В 17 часов мы уже стояли на остановке в Малом Маяке (см. фото) Вблизи было видно Парагельмен, чуть дальше и визуально ниже - Куш-Кая.
В 19:30 мы уже на Симферопольском вокзале, сидим в платном зале ожидания на последних местах, пугаем своим прикидом окружающих (презрение в глазах малолеток вызывало у меня торжествующую улыбку - она ведь не понимала, что я выживал, а она просто живет, между этими однокоренными словами пропасть смысла...), кушаем пирожки, пьем чай с шоколадкой. (см. фото) Напоследок купили одну бутылку вермута, которой, естественно не хватило, но когда мы это поняли выходить из вагона за ним было уже поздно.

Фото 21. Парагельмен (857м). Куш-Кая (1339м). 19.04.03 около 17 часов.
Фото 22. Симферополь. Вокзал. 19.04.03 около 20 часов.

Фото 23. Симферополь. Вокзал. 19.04.03 около 20 часов.

В вагоне разделись и положились спать после распития вина. Утром в Харькове оказалась весьма приятная погода - солнечно и тепло, только ветрено (см. фото)

Фото 24. Харьков. Вокзал. 20.04.03 около 8:30.

Вывод

В общем можно сделать только один вывод - горный туризм хорош в любую погоду и в любое время года, а в плохих условиях возврат из похода и сам поход обретает особый смысл.
Я надеюсь в ближайшее время (этим летом) пройти по намеченному, но не исполненному маршруту(Сосновка - Чатыр-Даг - Эклизи-Бурун - Козьмо-Дамиановский монастырь - Роман-Кош - троллейбусом к Долине привидений - Южное Димерджи - Джурла - Джур-Джур) еще раз в более приятных климатических условиях.