Горный Крым. 5-9 ноября 2003 года.

Крым я полюбил давно. Это имело свои корни в моем детстве, а так же в путешествиях в более взрослом возрасте. Наибольшее желание путешествовать по горам Крыма я получил, как ни странно, после весеннего снеготоптательного похода. В том путешествии нам, к сожалению, не удалось пройти намеченный маршрут, и я решил повторить попытку. Причем самому, один на один с невысокими, но все же горами Крыма. У меня каждое мое путешествие ассоциируется с каким-либо музыкальным исполнителем. Весной это было Кино, летом - Чиж, а осенью Веня Д'ркин. Более всего мне напевалась его песня "Нибелунг".

План маршрута был следующий:
День первый - старт в Сосновке, что по трассе Симферополь-Алушта, подъем на плато Чатыр-Даг, подъем на верхнее плато Чатыр-Даг, восхождение на Эклизи-Бурун (1527 м), которая является самой высокой вершиной плато, спуск с южной стороны плато в лес.
День второй - проход по лесу от подножья плато Чатыр-Даг до подножья плато Бабуган-Яйла.
День третий - восхождение на плато Бабуган, подъем на Роман-Кош, самую высокую вершину Крымских гор и спуск с плато на юг, в сторону моря. Переезд из Краснокаменки в Лаванду.
День четвертый - Укрепление Фуна. Подъем на Димерджи, Долина привидений, водопад Джурла.
День пятый - Водопад Джур-Джур, Генеральское, переезд в Симферополь.

Собираться я стал за полторы недели до отъезда, взял у Серпа нормальный рюкзак, палатку у Темы, у некоторых людей взял компас и т. д. Короче с мира - по нитке...

За два дня до отъезда моя мама наконец-то осознает, что куча туристического хлама у меня в комнате имеет какой-то определенный смысл. На вопрос "Куда собираешся?" я ответил - "В Крым, с чуваком из общаги". Чувак был вполне конкретен и осязаем, однако о том, что мы ехали вместе узнал только после моего приезда ;-). Мама была сильно недовольна моей поездкой, однако поделать ничего не могла, и я уехал во вторник, 4-го ноября.

Рюкзак у меня был по массе весьма немалый, я аж офигел. Еды было на 7 кг, палатка советская около того же, да и по мелочи еще килограмм на 7-10. С собой я вез два двухлитровых бульбика для воды. В общем, когда мы с Серегой в осенний холодный вечер поехали на вокзал я уже ощущал, что с таким рюкзачем мне будет весьма весело путешествовать по Крыму.

На вокзале я сделал пару фотографий, мы попили пива и повеселились. Уехал я в 25-м поезде Москва-Севастополь, среди своих попутчиков особо мне понравился дед, который ехал к брату на юбилей (то ли 70, то ли 75 лет). Дед для профилактики постоянно пил самогон. Причем это не имело вида гуляния, веселухи и дебоша; если бы не объемы потребления (50 грамм), и запах, я бы не догадался, что он употребляет алкоголь. Другой моей попутчицей была женщина лет 45, которая мне выговаривала за то, что я сам еду. Я ей продвигал теорию непоиска п...ца, а она мне говорила "всякое бывает" и т. п. Однако разговор кончился вполне мирно, я лег спать и спокойно проспал почти до самого Симферополя.

Среда, 5 ноября 2003 года. Сосновка-Междуплатье.

В Симферополе, выйдя на вокзале мне сильно не понравилась погода - было пасмурно. Попрощавшись с знакомым Серпа, который ехал в том же поезде, я удачно сел на троллейбус и сразу же уехал. В 8:40 я в Сосновке, тут с погодой было уже проще - солнце проглядывало через высокие облака, низкой облачности не было. В Сосновке вдоль ручья стояло много палаток - это был период школьных каникул, и многие преподаватели вывезли своих питомцев в горы. Я не сразу обнаружил тропу на плато, и только через десять минут начал подъем. Идти было тяжело, рюкзак тянул назад и грел спину. В 9:05 я вышел на поляну, на которой была сделана одна из весенних фотографий, вырубил флагшток и сфотографировал то же место в другое время года. Одновременно со мной поднимались школьники с преподавателями. Рядом шла пара из Харькова - он с рюкзаком, причем легким, она - женщина с телесами, с туристическим устройством "везде сяду". Шла она чуть ли не медленней чем я, чем раздражала своего друга. Я с ними пообщался, оказалось, что с погодой последнии дни проблем нет, что во вторник вообще было до 20 градусов, жара(я в это время наблюдал прогноз на http://www.gis-meteo.ru, и знал об этом). Он же мне и поведал, откуда школьники и как они ходят. Оказалось, что у многих в Сосновке лагерь, так как там есть вода, дрова, и рядом остановка троллейбуса. Походы со школьниками как правило были без ночевок в горах: вначале они добирались до нужного места на троллейбусе, а потом осматривали достопримечательности и к вечеру возвращались в лагерь. Я же был не в пример мобильный: все нес на себе, имел запас пищи на неделю (а то и полторы можно протянуть, если есть желание), однако платил за это тяжелым рюкзаком.

В 10 утра я уже на плато. Ветра практически нет, видимость отличная. Сходил в Орлиное ущелье за водой, просветил в этом плане школьников, которые тащили ее снизу. Доел квашенную капусту, которую мама дала в дорогу. Сок с нее успел пропитать все что можно в пакете - хлеб, печенье и прочее. После добавления еще 4 кг воды рюкзак приобрел самую большую массу за весь поход. Благо идти предстояло по плато без особых подъемов и спусков (говорят, Караби еще более ровное. Не знаю, еще не был). Идти по горизонтальной местности не составляет особой сложности, но при любом мало-мальском подъеме или спуске напряжение резко росло. Пройдя час, я остановился на привал в 11:35, перекусил печеньем и конфетами. Установил ритм: час иду, стараясь не останавливаться, потом 10 минут привал. Пройдя полчаса после привала, я прошел неширокую лесистую местность(мне в этот период немного мешал флагшток, который возвышался надо мной, прикрепленный к рюкзаку), и уже вышел на поле, в другом конце которого находился подъем на верхнее плато. Сфотографировал пещеру-колодец, отдохнул и пошел через оное поле. Трава на нем густая и жухлая, идти немного неудобно, однако это была не самая большая сложность.

Подъем на верхнее плато представлял из себя следующий цикл: иду метров 10-15, ноги устают, стою, отдыхаю несколько секунд. Опять иду, опять отдыхаю. Опять иду, опять отдыхаю. Где-то посреди подъема привалил, поел сладостей, попил воды (я ее не экономил) и опять двинул наверх. В 13:30 я на верхнем плато, едва ли подъем продолжался более часа. Мне он показался длиннее жизни. Тем временем погода еще более разъяснилась, высокая облачность куда-то делась, и передо мной предстал очень красивый вид - нижнее плато как на ладони, а за ним, ниже меня, облака над степной частью Крыма. Верхнее плато все покрыто такой же жухлой, густой и мягкой травой, как и возле подъема, в которой лазит куча живности - кузнечики, осы, и т. п. По краям плато расположены гряды камней и скалы. На Юго-Запад от меня находится Эклизи-Бурун, вершина высотой в 1527 метров.

Пройдя еще около получаса по плато, я бросил рюкзак (на плато в тоже приблизительно время обнаружились школьники с руководителем), взял треногу, флаг и фотоаппарат и пошел на вершину. По пути нашел небольшой участок снега, где и сфотографировался. На фоне видно нижнее плато и низкую облачность. В 14:30 я на Эклизи, сразу же вслед за школьниками. Видимость отличная и погода отличная, видно Бабуган на юге, Димержди на востоке. Сфотографировал флаг на столбе, Димерджи и море, попросил и меня сфотографировал руководитель школьников. Бабуган не стал фотографировать - с той стороны на тот момент светило солнце.

Спросив предводителя юных туристов, я пошел в сторону Ангар-Буруна (кто мне его покажет, а? Я до сих пор не знаю, где он там), и где-то через час начал спускаться. Как оказалось, не совсем в верном месте. Некоторое время я лез вдоль обрыва, пока наконец не нашел удачный спуск. Видел четырех косуль, которые вскоре убежали, видимо заметив меня. Дойдя до того места, откуда убежали косули я наконец вышел к приемлимому спуску (около 30 градусов, осыпающиеся камни под ногами) и около 16-ти часов зашел в зеленку. Пройдя еще полчаса я не стал ждать глубоких сумерок и занялся поиском места для ночлега на высоте около 900 метров.

Лес полон бурелома, мертвых деревьев и сырой листвы под ногами. Если первое и второе способствует разведению костра и приготовлению теплой пищи, то последнее - отнюдь. Постелив клеенку, поставив на нее палатку, я занялся разведением костра. Так как у меня небыло легко воспламеняющихся средств, то я, насобирав много мелких палочек (старался, что бы были сухие, однако это было сложно) и расчистив сухие листья, начал разводить костер из них. Это было малоуспешно, я пережег кучу спичек и плюнул на эту идею. Поужинал всухую, попил воды, посмотрел на луну и лег спать. Очень рано лег спать. В 17:45, так как устал, а делать было нечего.

Спать было тепло - я одел еще пару шерстяных носков, и спал в спальнике, в одних штанах и теплом свитерке с начесом. Сон был неспокоен - снилось, что проезжала машина по рядом расположенной тропе, причем крутой джип с модными перцами и какими-то девушками без поведения. Какая-то ссора, и т. п. Красный свет задних габаритов через палаточную ткань. Около 5 я подзамерз, одел куртку и спал в ней до 7 утра.

Четверг, 6 ноября 2003 года. Чатыр-Даг - Бабуган-Яйла.

Поднялся я в 7 утра. Низкое солнце заглядывало в палатку. Погода солнечная и теплая. Справил естественные надобности, позавтракал (40 минут!) пописал дневник. Меня немного волнует ситуация с водой - ее осталось всего 1.75 литра. На карте отмечены родники, но я не очень представляю, где я нахожусь. Соответственно не очень представляю, где находится вода относительно меня.

В 8:50 я наконец двинул в путь. Старался идти на юг и вниз. Временами прислушивался для того, что бы услышать ручей, однако ничего не слышал. В 9:50 сделал привал, на котором пытался с помощью компаса, соседних гор и мата определить свои координаты. Пеленгование особым успехом не увенчалось. Был я приблизительно в километре на восток от вершины без названия с высотой 831. Около 10:15 я пришел к ручью Сафун-Узень, где набрал воды. Это было не просто, так как выходя из овражка с двумя бутылками воды в руках рискуешь весь искупаться в ручейке. Однака кончилось все вполне удачно, и я вскоре шел по тропе вдоль ручейка, дважды его пересекал. К 11 часам небо затянуло, Бабуган накрыло туманом(см. фото), и идти стало мрачновато. В 11:15 я вышел на романовскую дорого возле моста через вышеупомянутый ручей. Справа, за мостом я обнаружил табличку "Крымский заповедник, вход и въезд запрещен". Сразу под знаком стояла старая волга, и в ней сидело двое. Впечатление создавалось такое, что машина стоит для проверки выполнения указания на знаке. Желания проверять, так ли это, у меня не было, поэтому я свернул налево (в сторону Изобильного), отошел метров 150, и форсировал ручей за стеной возле дороги. Тут у меня появилось желание искупаться, и я не стал ему противиться. Разделся догола, залез в воду, пролежал в ней пару секунд и вылетел как ошпаренный. Побыстрому оделся, перекусил, сфотографировал ручей в месте купания.

Двинул далее я около 12:15, идя через лес мимо множества построек с собаками, которые лаяли на меня. Я опасался егерей, однако с ними проблем не было. Вскоре я набрел на мостик через прикольный ручей Узень-Баш, на котором выше по течению находится водопад Головкинского. Около 13:10 я вышел на трассу, пройдя через водозаборную станцию, где у мужиков спросил о том, как выйти в сторону Алушты. Дорога на вид неприметная, извилистая и узкая - горы. Я уже начал думать, что это не та, как подтверждение был шум машины, которую не было видно. Однако через пару минут эта машина обогнала меня, и я понял, что та дорога, по которой я иду - единственная. На дороге стояли километровые столбы, и я вышел невдалеке от столба с числом 11. Временами попадались таблички на деревьях с высотой: 300, 400, 500... В 13:25, пройдя около километра я на трассе встретил какой-то закос под крепость с окошками, решетками и прочим. Первая мысль - какой-то крутой ресторан, однако оказалось, что это кордон "Садовый". Я постарался не привлекая к себе внимание пройти его. За воротами справа оказался играющийся маленький ребенок, внизу лаяла собака. Взрослых, к счастью, не было.

Если не считать привалы каждый час, то я на дороге разгонял скорость до 5.5 км/ч, что нормально для пешехода. В одном месте мне очень понравился следующий контраст: табличка о 600 метрах над уровнем моря, глухой лес, дорога и сота (скорее всего KyivStar). Вскоре я уже шел по дороге в южном направлении, высота около 500 метров, дорогу временами пересекала речушка Альма, в которой я пополнил запасы воды и напился. Вскоре опять начался постепенный подъем, я сфотографировал ручей, текущий вдоль дороги и в 15:30 вышел к Козьмо-Дамиановскому монастырю.

Монастырь находится на высоте около 650 метров. Он создавал впечатление убежища не покинутого, не заброшенного, но все же и активного движения монахов, как в Святогорске не было. Реально людей в самом монастыре не видел. Сфотографировав его я пошел далее, решил минут через пятнадцать решил сфотографироваться на фоне километрового столба 20/40. Тут возле меня проехала грузовая машина с двумя людьми. Пройдя еще около 45 минут я оказался метров на 100 выше монастыря, невдалеке от него. Но так как я шел по дороге, я прошел километра 3. Я поднялся в туман, темнело, пора было, было прохладно. Пора было искать место для ночлега.

За очередным поворотом я обнаружил гребень, идущий слева от дороги. По нему шла тропа. Пройдя по ней метров 50, я поставил палатку. Метрах в 10 от меня, внизу была дорога, дул холодный ветер, не было ничего видно. Как и во многих другий местах в горах Крыма колышки палатки не желали глубоко лезть в землю - камни и скалы под тонким слоем земли. Начинал накрапывать дождик, становилось совсем неуютно. Поужинал, на костер из-за погоды опять забил. Уже в темноте назад проехала монастырская машина. Вообще за день я видел 4 машины и общался только с мужиками, которые направили меня в сторону дороги. Лег спать около 18-ти, на этот раз оделся теплее. Палатку било дождем и ветром где-то до 23-х часов, потом погода резко улучшилась. Встать решил раньше, что бы при первом свете двигать в путь - предстояло за день пройти большой путь. Серьезно опасался идти далее наверх в такую погоду.

Пятница, 7 ноября 2003 года. Бабуган-Яйла - Лаванда.

Встал около 5, солнца еще нет, звезды видно отлично, красота неописуемая. Впереди видно темный силует какой-то горы. Начинает светать, я завтракаю и пониманию, что это Верхний Чатыр-Даг с юга. Быстро собираюсь, пишу дневник и в 7:15 двигаю по гребню вверх. Погода отличная, лучше чем в первый день. Двигаясь по гребню я выхожу на дорогу, и, немного поколебавшись пересекаю ее и иду далее по гребню.

В 7:45 я останавливаюсь для фотографирования. Делаю три фотографии.

Подниматься по гребню было тяжело, подъем был крутой. Вокруг меня уже не лес, а редкие и высокие сосны. Видно близкое уже плато Бабуган-Яйла. Часто отдыхаю, один раз видел перья и скелет крупной горной птицы на земле. В 8:45, я делаю привал на плато. Тепло, солнце греет, ветра нет. Далеко внизу, между мной и Чатыр-Дагом - туман между гор. Однако в тени понимаешь, что сейчас не лето, а начало ноября. Стараюсь идти по краю плато, что бы не делать большого крюка и прийти сразу на Вершину Крыма - Роман-Кош (1545). Через час, немало пропотев под южным солнцем, я прихожу под холм с крестом на вершине и делаю привал. Это мог быть Роман-Кош, однако далее по плато и есть вершина выше, где-то в 5 километрах. Смотрю на карту, пытаюсь прикинуть свое текущее местоположение. По идее, по ровному плато я где-то за час должен был дойти до Роман-Коша. Решаю пройти далее и посмотреть, в случае чего вернуться. В 10:05 и иду дальше, понимаю, что вершина, которая визуально мне кажется выше, находится на соседнем плато (Никитская яйла), впереди конец Бабуган-Яйлы, возвращаюсь и поднимаюсь на холм с крестом.

Как и ожидалось, это был Роман-Кош. Устраиваю на нем перекус, фотографирую. Над морем и на западе облачно, на север - редкие облака между горами перед Чатыр-Дагом. На восток - плато. Вскоре, около 11-ти на него приходит пара из Керчи. Сергей излазил весь Крым, но не был нигде кроме него, девушка напросилась к нему, чему он сам был не рад. Девушка приходит на вершину минут через 20 после парня, на ней "Ермак", матюкается на печень. Без лишних церемоний даю ему вписку, он же мне тоже ее дает. Воды они не видели уже сутки, я даю им попить, хотя у самого ее всего литр (для них это был ЦЕЛЫЙ литр), с него остается грамм 300, меня это смущает мало, так как по плану я должен вечером быть в Краснокаменке, среди людей.

Около 11:40 я покидаю вершину и иду на юг, что бы прийти в Беседку Ветров ("Звездопад Воспоминаний"). Еще до Роман-Коша я заметил нечто, напоминающее маяк. Однако маяк на высоте около 1300 метров - нонсенс, поэтому находился в догадках относительно природы белого и прозрачного строения, как мне казалось, остекленного. Когда же я спросил у Сергея, где Беседка Ветров - он мне указал на это строение. По словам Серпа до него было минут 20 от перекрестка и минут 40 от Роман-Коша, однако она оказалась несколько дальше. В 12:05 я оставляю среди сосенок рюкзак, беру фотоаппарат и спускаюсь к перекрестку двух проселочных дорог. За перекрестком подъем, я иду по дороге наверх. Иду быстро, мне жарко как летом. Выйдя на романовскую дорогу замечаю какие-то неполадки на обуви (весьма потрепанные спортивные тапочки с треснувшей подошвой, купленные за 17 гривен осенью 2002. Побывали в Крыму весной и летом, наездили со мной на велосипеде не одну сотню километров) в районе большого пальца левой ноги. В 12:40 я возле Беседки, делаю две фотографии - беседки на фоне Бабуган-Яйлы и Роман-Коша и креста, на фоне облачности над морем. Быстро иду назад, и в 13:25 уже отдыхаю в тени сосен, допиваю воду.

Спускаться начал где попало, несмотря на рассказ Серпа о перекрестке в седловине. Если бы я тогда сопоставил перекресток, который я проходил по пути к Беседке и Серпастые указания, то я наверно пошел бы вниз по-научному. Однако от того, что я пошел вниз не по-научному не случилось абсолютно ничего страшного, более того, я вышел там, где и должен был - в Краснокаменке.

Вначале я шел просто по камням и траве, однако вскоре вышел к тропе для машин. Пошел по ней и через некоторое время у меня создалось впечатление, что она ведет не совсем в верную сторону. Зашел в лес, нашел ручеек и басейн, в котором была вода с него (Серп впоследствии по моему описанию узнал его). Вскоре я обнаружил маркированную тропу и шел далее по ней вниз, старательно следя за маркерами. Часов около 15-ти я погрузился в облачность, и лес сразу стал мрачным. Туман был весьма густой - видимость около 50-ти метров. Под ногами все чаще появлялись лужи и грязь. Нагрузка на ноги была сильной, так как рюкзак при спуске подгонял меня и я ногами сопротивлялся ему. Постепенно раздалбывалась дырка в обуви возле большого пальца левой ноги. Около 15:30-ти я потерял из виду маркеры, поискал их, не нашел, и пошел далее без них. Вскоре я вышел к карьеру в Краснокаменке, увидел красный камень, спустился, обошел небольшой пруд, и в 16:25 был на остановке. В отличие от Бабугана, внизу было ветренно, пасмурно и противно, и я сразу же одел куртку. Облачность низкая - видно обрезанный метров под 400 туманом Медведь.

За гривну я доехал до Алушты, проезжая места, которые мы посещали весной - Малый маяк, откуда поднимались на Бабуган. В 17:15 я позвонил маме с автовокзала, сказал что "с нами" все впорядке и что теперь "мы едем" на Димержи. Мама, которая не желала этой поездки от всего этого тоже не пришла в восторг, хотя и знала план моего путешествия. В ларьке я купил кефира, в соседнем - булочку и с удовольствием это употребил. Ко мне приставали люди, сдающие жилье. С одним пожилым мужиком я обсудил цены, он мне сначала предлагал переночевать за 10 гривен, потом за 8, однако я отказался. Сказал что в сезон бывает до 40 гривен ночь. Мне лично в сезон вообще не понятно, зачем спать в душном помещении, если можно, например, отлично поспать на пляже. Хорошо заехать к друзьям и помыться, или переночевать в дождливую ночь. А в хорошую погоду - природа лучшая кровать.

После отдыха в 18 часов, я, широко расставляя ноги (так как натер себе неслабо в районе паха) сел на троллейбус. Троллейбус лично мне напоминал дурдом. Во-первых в нем была толпа. Во-вторых меня обвинили в том, что я, держа рюкзак одной рукой, и стараясь удержаться на ногах с помощь второй руки и поручней давлю на маленькую девочку. Под зановес, пьяный татарин(наверное в честь праздника) лет 50-ти вначале высказал свои притензии водиле к тому, что его видите ли не предупредили и не высадили в Изобильном и он опомнился только когда оказался в Верхней Кутузовке, а потом пошел его бить. Драки не вышло, водила долго его держал за шею, пол-троллейбуса матюкалось, и кончилось это тем, что его высадили в Верхней Кутузовке. Я же после этого инцидента наконец-то сел, и вскоре вышел в лаванде. Облачность ушла, светила полная луна. Пройдя по дороге через Лаванду я начал искать место для ночлега. На Серповые заметки опять положил, так как было темно и мало-что видно, поиски тропы на Фуну и прочих достопримечательностей я отложил на утро. Однако согласно его описанию я нашел тропу возле камня, прошел по ней так, что бы меня не было видно с дороги и обнаружил удобную для ночлега поляну. На ней я поставил палатку, на ужин съел всего пол-мивины и лег спать около 20-ти часов. Спать, как и в первую ночь, было тепло. Планировал встать в 4 часа, что бы с первым светом идти в путь.

Суббота, 8 ноября 2003 года. Лаванда-Джурла.

Встал в 4, как и планировал, однако из-за темноты и сонного состояния смог выйти все равно только в 6:45. Чувствуется, что поздняя осень набирает обороты - хоть и солнечно, однако по земле заморозки, да и прохладно. За час блуканий и попыток найти свое положение на карте я успел пообщаться с группой школьников и их руководителем, который мне предложил горячего кофе, от которого я не отказался, так как горячего не употреблял с дома. Забравшись еще повыше я увидел внизу урочище Фуна 13-- года, справил надобность и спустился к ней. Посмотрел на нее, пофотографировался на фоне Большого Обвала, который стал следствием Большого крымского землетрясения 18-- года. Всего на осмотр Фуны и отдых я потратил полчаса с 8:30 по 9 утра. Вскоре подошел сторож с собакой, который взял с меня за осмотр 1.5 гривны, выразил сожаление о том, что еще не подошел экскурсовод и направил меня на Димерджи, ориентируя по тополю и члену (оный член запечатлен моей фотографией).

В 9 утра двинул в сторону подъема на Димерджи. Минут через пять симпатичная татарка, моющая посуду в роднике, набрала мне воды в источнике. Вскоре я зашел за калитку с надписью "Урочище Димерджи", вход 2 гривны. Платить их было некому, да и желания я особого не проявлял. Шел по тропе, которая постепенно поднималась, мимо множества столбов Долины Привидений. В одном из узких мест на кусте колючего кустарника я оставил шнурок со своей куртки. Вскоре я вышел на открытую местность, где тропа терялась в множестве следов от весенних потоков, поднялся повыше для фотографирования основных достопримечательностей Долины Привидений: координирующий фаллический камень и "Голова Екатерины", скала, напоминающая в профиль с запада голову человека. Было это в 10:45, прохладно уже не было. Вокруг меня летал вертолет.

Далее я блуканул(около 11:15). Нашел тропку, она вела далее вокруг Димерджи и заводила в зеленку с юга. Если судить по карте, то она меня должна была вывести на плато. Однако в зеленке она вроде бы повела меня в камни, в которые мне не было никакого кайфа лезть. В зеленке все было засыпано желтыми листьями, и я вскоре потерял тропу. Шел наобум, временами стараясь идти постепенно вверх. Склон очень крут, кучи бурелома, частично скрытые под листьями, камни, все это осложняло движение. Эти факторы и ощущение того, что я иду не совсем куда нужно привели меня в плохое настроение.

Наконец я плюнул на идею обойти плато и выйти на него с востока и решил, что мне нужно лезть в лоб наверх. Это тяжело, но привело к решению проблемы - в 13:05, через пятнадцать минут после того, как я заметил "свет в конце туннеля" я вышел на плато. Видимость и погода отличные, и я сразу же сделал фотографию в сторону востока. На фотографии отлично виден Меганом, который находится километров за 50 от места фотографии. Более того, за ним заметны вершины Кара-Дага под Феодосией (километров 70-80). Тут я сделал привал.

Еще через полчаса я вышел на верхнюю точку Димерджи(1239 м). Точнее вышел на какую-то точку, которая была достаточно высока. Короче, куда-то вышел, внизу была Долина Привидений, на запад видно было Чатыр-Даг и Бабуган. По словам Серпа, это явно не была та точка Димерджи, на которой фотографировался он. Там я сделал свое фото, в первый раз (так как у меня была еще куча времени) пообедал рыбной консервой. Через некоторое время мимо меня проехали два мотоцикла с местными молодыми парнями, у которых я спросил - это вершина Димерджи или нет. Они об этом не знали.

В 14:15 я двинул на Джурлу. По пути я встретил местных, которые мне помогли сориентироваться. Шел я, кстати, ненамного медленней их. Через полчаса я был на перекрестке, свернул на нем направо и еще через полчаса, пройдя по тропе, вышел к водопаду. В нем не было особого движения воды, можно сказать что он был иссякшим. Наверху, над ним, была обжитая площадка, на которой уже не один год останавливались туристы. Там я и решил остановится на ночь.

В 15:30 я поставил палатку, через некоторое время поймал отличный момент появления луны на закате, однако фотография не вышла - слишком уж неконтрастна была луна. Рядом было теплое кострище и дрова, так что сам Бог велел мне сегодня отведать теплой пищи. Ветер помогал костру гореть, однако отрицательно сказывался на подогреве котелка. Промучавшись с разного рода дровами около 2 часов, я так и не добился кипятка, однако температуры воды вполне хватило для заваривания мивины и чая.

Когда стемнело, стало холодно. Я сразу же одел куртку и ходил в ней. Поужинав, я лег спать в 19:30, палатку дергало ветром, спать тоже было не совсем уютно. Под утро, что бы не мерзнуть, я постоянно трясся всем телом.

Воскресенье, 9 ноября 2003 года. Джурла - Джур-Джур.

Если первые три дня похода должны были быть пройденными в быстром темпе, то последние два при желании можно было бы уложить в один. Поднявшись около 6 утра я стал неспешно собираться, сфотографировал Джурлу. Было холодно, с севера тянуло облачность, с которой сыпалась мелкая ледяная крупа.

В 8:05 я перешел через водопад и двинул по маршруту. Это был первый день, когда я шел в куртке, и мне, не смотря на рюкзак не было слишком жарко. В 8:25 я набрел на местных, которые выбрались на природу на выходные и играли в волейбол. Мужик мне рассказал, как мне идти на Джур-Джур, и я пошел по маркерной тропе. Мужик пророчил мне путь часа в три, однако я пришел несколько раньше. После пересечения перевала я длительное время спускался, и вскоре вышел на развилку(около 10 утра). На развилке стоял камень с непонятной надписью и указанием направления. Я решил, что мне не по пути с этим направлением и пошел по тропе, которая шла ближе к морю.

Вышел я в Генеральском в 10:30. Попал к какому-то огороженному саду, в котором кормились коровы. Выкинул батон. Набрал груш, лежащих на земле за забором сада. Вышел на дорогу к Джур-Джуру, прошел по ней до самой водозаборной станции, водопада не заметил. Спросить особо не было у кого, поэтому я вернулся вниз, так его и не увидев, хотя пороги были тоже красивы (см. фото).

Вернувшись в Генеральское я сфотографировал поток с моста, после чего стал искать автобусную станцию. Село выглядело безжизненным - кое-где играли дети во дворах, во многих дворах на меня лаяли собаки. Найдя автобусную станцию я заметил на ней одинокий ЛАЗик, которому явно было много лет. Обернувшись, я заметил нескольких людей, идущих по моим следам. У одного из них я спросил, как мне добраться до Алушты, или хотя бы до Солнечногорского.

Ответ меня немного опечалил - автобусы сюда ходили только по вторникам, четвергам и субботам. В воскресенье мне ничего не грозило. Билет я уже купил, и мне ничего не оставалось кроме как идти пешком в Солнечногорское (10 км), или же добираться туда автостопом.

Выйдя в 12 на трассу, я сфотографировал радугу и решил перекусить печеньем. Пока перекусывал, пытался застопить машину, но она проехала мимо. Однако вторую я застопил - это была красная Нива, с мужиком, который мне напоминал кавказца, хотя глаза у него были голубые. Я ему протер про вольные путешествия и т. п., что бы у него и мысли непоявлялось о оплате за проезд ;-).

Мужик ехал в Алушту встречать своих родственников, и, насколько я понял, работал водителем. Заметив в Солнечногорском автобус из Алушты он сказал мне, что возможно на нем едут те, кого он ехал встречать и высадил меня. Сказал, что если в автобусе не окажется родственников, то мы с ним поедем дальше в Алушту.

В Солнечногорском было тепло, я быстро собрал рюкзак до кучи (когда я садился в машину, у меня было четыре вещи, которые нужно было нести в руках: рюкзак, палатка, пакет с печеньем и пакет с едой). Спросил у местной жительницы, где тут остановка, она сказала, что остановить всякий рейсовый транспорт можно где угодно. Посмотрел на близкое море, и еще минут через 5 та же Нива подобрала меня.

В 13 часов я был в Алуште, немало попрозревав с того, как драйвер вез меня (как оказалось, он засыпал) по горной дороге. Сразу же я сел в троллейбус (причем за него так и не заплатил) и спокойно ехал в Симферополь, наблюдая, как горы меняются у меня на глазах под влиянием плохой погоды. На Ангарском перевале водитель подобрал троих местных туристов в мокрых куртках. Шел мокрый снег с дождем, видимость была крайне ограничена густым туманом.

В Симферополе я был в 14:30. Погода мало чем отличалась от той, которую я видел по приезду. В зале ожидания я познакомился с ребятами-школьниками из Казани, некоторые из которых дали мне вписку. Прообщались с ними до вечера, они уехали около 19:30, я же ждал поезда еще часа 2-3.

Выводы.

Хорошо в Крыму в любую погоду. Но еще лучше там в хорошую. А еще, одному путешествовать полезно - о многом думаешь, отвечать приходится за себя, так как больше некому.

Ivan Grinkin aka asmer, январь 2004. Фотографии будут позже.